Когда мы слышим имя Максима Горького, нам вспоминается его бессмертная пьеса «На дне» или рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», а может, что-то ещё. Кто застал советскую школу, может назвать роман «Мать» и повесть «Фома Гордеев». Изысканные читатели знают о романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина». Но даже эти произведения не могут отразить всю величину талантливого писателя. Максим Горький был значительно шире привычного клише «пролетарского писателя». В год 155-летия всемирно известного писателя предлагаем взглянуть на малознакомые стороны его жизни. Оказывается, вклад «буревесника» в историю отечественной культуры был куда больше, чем мы предполагаем.
Александр Горшенин*
Любовь Горького к ЧЕЛОВЕКУ
Алексей Максимович Горький (настоящая его фамилия – Пешков) с 11 лет был вынужден самостоятельно зарабатывать. Порой трудился бок о бок с людьми не просто бедными, а находящимися на самом социальном «дне». Он рано понял: не вина большинства из них, что они оказались на обочине жизни.
Алексей получил только начальное образование. Не имея высшего и даже среднего, он всю жизнь будет постигать «свои университеты». Работал на самых чёрных работах и много странствовал, у него была возможность глубоко ознакомиться с бытом и характером простых людей, что нашло отражение в творчестве. Так как Горький не понаслышке знал о нуждах людей, ему удавалось очень реалистично изобразить их жизнь. Среди нищеты, грязи и задавленности Алексей Максимович сумел разглядеть Человека (с большой буквы). На страницах своих произведений он показывает нам такую яркую палитру чувств и эмоций, такую душевную силу и удивительный интеллект низов. Оказывается, что простые работяги, будучи грязными и чумазыми от непосильной работы, полуголодными и больными от невыносимой нужды, были душевно гораздо чище и морально здоровее, чем многие имущие и так называемые благополучные слои общества.
В этой связи очень характерные слова вложил писатель в уста Сатина, персонажа знаменитой пьесы «На дне»: «Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».
Очень показательно и высказывание самого Горького: «Человек… – самое прекрасное и ценное создание природы, самое лучшее, что есть во Вселенной».
Когда появились первые средства
Горький не ограничивался лишь декларированием своих ценностей. Встав на ноги, благодаря таланту и растущей популярности, писатель первые финансы направил на помощь людям. На рубеже XIX–ХХ вв. Алексей стал активным общественным деятелем в Нижегородской губернии. Здесь в голодные годы он открыл чайную-читальню «Столбы» для босяков, организовывал детские ёлки для детей бедноты, содействовал открытию Народного дома, помогал неимущим студентам. От имени местного Общества поощрения высшего образования писатель организовал лекции крупных учёных, среди которых был русский физиолог Иван Сеченов и юрист Анатолий Кони. Доход с лекций шёл на помощь студентам-революционерам, исключённым из университетов.
Первые два сборника Горького «Знание» открывались сообщением о том, что с прибыли от издания 1000 рублей отчисляется в распоряжение Общества взаимопомощи учащимся Нижегородской губернии (на обустройство общежития для детей) и 1000 рублей – в распоряжение Нижегородского отдела Общества охранения народного здравия на постройку детского дома, секций гигиены, воспитания и образования.
В Гражданскую войну и разруху
В тяжёлые годы Гражданской войны и разрухи писатель помогал в борьбе с голодом, эпидемиями, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. Он призывал мировую общественность оказать помощь Советской России и умирающим в начале 1920-х гг. от голода. Горького знали в мире, его пьесы ставились в театрах, пролетарский писатель дружил с Гербертом Уэллсом, Роменом Ролланом, Анатолем Франсом и другими. Его услышали.
Колоссальную помощь оказали американские общественные организации, и в частности будущий президент США Герберт Гувер. Позднее Горький напишет ему: «Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы, и надолго останется в памяти миллионов русских…, которых вы спасли от смерти».
Алексей Максимович внёс инициативу о создании знаменитого «Помгола» – Всероссийского комитета помощи голодающим, а затем активно участвовал в его деятельности.
Не пощадил голод и учёных. Горький принимал участие в работе Центральной комиссии по улучшению быта учёных в тяжёлые годы Гражданской войны и послевоенный период. Он лично добивался увеличенных пайков для выдающихся людей. Но писатель никогда не пользовался своими возможностями для улучшения собственного положения в эти трудные годы.
Руководивший продовольственными делами Алексей Бадаев вспоминал: «… Сам Горький в это время жестоко голодал. Лишняя пара селёдок или два-три фунта пшена, которыми мы время от времени старались поддержать Алексея Максимовича, конечно, не могли заменить питания, необходимого для истощенного болезнью организма нашего великого писателя».
Писателю хотелось объединить людей науки, создать им условия для общения и отдыха. По инициативе «буревестника революции» возникают творческие клубы советской научной интеллигенции – Дом учёных в Петрограде и Центральный дом учёных в Москве.
Участие в открытии советских издательств
В 1918 г. по инициативе Максима Горького в Петрограде открыли издательство «Всемирная литература». Теперь на русском языке печатали наиболее значительные произведения зарубежных авторов.
В 1920-е гг. Горький инициирует появление издательства «Асаdеmiа», которое выпустило серии: «Сокровища мировой литературы», «Классики мировой литературы», «Памятники литературного, общественного, художественного быта и искусства», а также памятники литературы народов СССР и ряд других. Значительным событием 1933 г. стало открытие знаменитого «Детгиза». У его истоков стояли Максим Горький и Самуил Маршак.
Журналы и книжные серии
Алексей Максимович содействовал появлению многих научно-популярных, общественных и литературных журналов. Так родился первый советский детский журнал «Северное сияние», вышли номера «Науки и её работников» – основателем и одним из редакторов тоже был Горький. «Мне кажется, что теперь как раз время для такого издания. Суть его в краткой схеме такова: селькоры, рабкоры и вообще “начинающие” нуждаются в знании литературной грамоты, литературной “техники”, – это и надобно дать им» (из писем Горького).
В 1930 г. вышел первый номер «Литературной учёбы» для поддержки и учёбы начинающих авторов.
Писатель выступает инициатором и участником коллективных работ: «История гражданской войны», «История фабрик и заводов». Впервые в мире в таком грандиозном масштабе предпринято изучение рабочего движения, истории отдельных предприятий.
В 1933 г. вышла первая книга «Библиотеки поэта» – сборник стихотворений Гавриила Державина. По замыслу Горького, серия должна знакомить молодёжь с историей русской поэзии и дать начинающим материал для учёбы.
При содействии пролетарского писателя выходит первый выпуск серии «Жизнь замечательных людей» – книг научно-популярного характера, рассказывающих о биографиях великих людей (до революции существовала подобная серия книгоиздателя Флорентия Павленкова).
В 1935 г. вышло первое советское издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. Самое деятельное участие в этом деле принял герой нашего повествования.
Горький и советская литература
Под руководством Горького в августе 1934 г. состоялся I Съезд советских писателей, который возвещал о создании Союза писателей СССР. С его именем связано и открытие научно-исследовательского учреждения в рамках Академии наук СССР – «Института мировой литературы».
В 1933 г. в Советском Союзе Алексей Максимович создаёт первый в мире учебный литературный институт, призванный готовить профессиональных писателей. Позднее вузу будет присвоено имя писателя.
Поддержка писателей
Алексей Максимович активно помогал молодым авторам. К нему шли сотни корреспонденций с произведениями начинающих авторов. Он не жалел ни сил, ни времени.
Знаменитый писатель волновался по поводу дальнейшей судьбы тех, кто обращался к нему. Большинство из них были рабочие заводов и фабрик, крестьяне, сапожники, дворники, швеи, швейцары, солдаты, сторожа, извозчики, в числе прочих оказались в тот период две девушки «низкой социальной ответственности» и четыре каторжника.
Горький открыл многих авторов. Так, «Педагогическая поэма» Антона Макаренко вряд ли бы вышла в свет, если бы не личное участие Горького.
Он считал, что людям творческим надо отрываться от городской суеты, уезжать на природу. И в 1934 г. появился писательский городок Переделкино. Масштабное строительство Дома писателей в Москве в Лаврушинском переулке, прямо напротив Третьяковской галереи, началось в это же время. Список жильцов, поселившихся здесь, впечатляет: Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Борис Пастернак, Илья Эренбург, Виктор Шкловский, Лев Кассиль, Михаил Пришвин, Валентин Катаев, Вениамин Каверин, Антон Макаренко, Юрий Олеша, Лев Ошанин и многие другие.
Горький и дети
Вырастая на сказках и рассказах классика, дети набирались смелости и писали своему кумиру. В архиве сохранилось около трех тысяч таких писем. С кем-то он даже вёл активную переписку.
Ребята просили знаменитость прислать им марки, деньги, книги, учебники, бумагу, фотографии, оказать помощь в учёбе и литературных начинаниях, освободить осуждённого родителя, организовать лечение. Среди самых неожиданных – просьба прислать рояль для занятий музыкой, лошадь для экскурсий и велосипед для прогулок.
Некоторые дети и подростки сообщали писателю свои впечатления о его новых произведениях, делились успехами в учёбе, а иногда и жаловались на кого-то. Маленькие авторы даже осмеливались давать писателю советы. Сохранилось письмо школьника Давида Шифрина, в котором он предлагал методы лечения туберкулёза и советовал Горькому бросить курить.
Большое внимание уделял писатель и развитию литературы для детей и молодежи. «Создать для детей новую, советскую, социалистическую популярно-научную и художественно яркую книгу» – такую задачу ставил Горький перед советскими авторами.
«Дети должны учиться не только считать, измерять, но и воображать и предвидеть», – писал он. Эти взгляды Горького были созвучны принципу широкого политехнического воспитания детей, органически связывающего конкретное знание и широкое обобщение, теорию и практику, книгу и жизнь. Не случайно Горький так высоко ценил разработку политехнических тем в творчестве М. Ильина (псевдоним Ильи Маршака), Бориса Житкова, Виталия Бианки, в произведениях Самуила Маршака.
Содействие науке
Всемирно известный учёный, отец советской физики, академик Абрам Иоффе писал: «Для нас учёных Горький не только певец знания и энтузиаст науки… Если мы видим обширные кадры советской науки, учёных не только живущих в Стране Советов, но и строящих вместе с ней социализм, то здесь большая роль принадлежит Горькому».
Алексей Максимович принимал участие в обсуждении декрета об обеспечении научно-исследовательской работы в стране, в разработке планов Академии наук по учёту природных богатств России и многих других предложений и мероприятий.
В конце 1920-х гг. «буревестник революции» с досадой отмечал, что за границей активно публиковали работы советских учёных, настаивал, что именно в Советском Союзе должны впервые публиковаться их труды. Поэтому он ставил задачу издать рукописи кристаллографа Евграфа Фёдорова, математика Владимира Стеклова, биохимика Сергея Костычева.
Давняя дружба писателя с учёными-биологами и медиками, а также довольно искренний его интерес к этим сферам привели к тому, что в 1932 г. по инициативе известного литератора был организован Всесоюзный институт экспериментальной медицины, ставший крупнейшим в стране научным центром, исследующим наиболее актуальные медико-биологические проблемы. После смерти писателя институту будет присвоено имя Горького. Отметим, что клинические базы и ряд отделов этого института станут основой для создания в 1944 г. Академии медицинских наук СССР.
Дружба с великим певцом
Большая дружба связывала Максима Горького и всемирно известного русского певца Фёдора Шаляпина. Познакомились они в 1900 г. в Москве. Шаляпин так описал в своих воспоминаниях их знакомство: «Однажды… Я только стал разгримировываться, как в дверь моей уборной кто-то постучался. Вошел какой-то неизвестный и отрекомендовался: – Я Максим Горький… Я знаю историю твоей жизни… Мы братья. Так я познакомился с Горьким. И в дружеских беседах стало выясняться, что мы знакомы давным-давно».
Когда была возможность, Горький посещал все спектакли с участием своего знаменитого друга. Фёдор Иванович также часто бывал в гостях у писателя. Они любили подурачиться, будто два великовозрастных ребёнка. Сохранились даже фотографии их забав и шуток.
Несмотря на крепкую дружбу и много общего, с годами всё более явными становились различия. В первую очередь, это проявилось в мировоззрении. Насколько широки были общественные и политические интересы Горького, настолько они были скромны у Шаляпина, и настолько велико было его тяготение к личному благополучию. Их пути разошлись в конце 1920-х гг., когда Федор Иванович отказался от настойчивого предложения своего друга вернуться из эмиграции в Советский Союз.
Горький и Нобелевская премия
Говоря о мировой славе Горького, заметим, что он пять раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Но, увы… Последняя номинация была в 1933 г. Тогда «Нобелевку» дали не ему, а представителю русской эмиграции Ивану Бунину, известному резко негативным отношением к Советской России.
В письме к своей подруге, чешской писательнице и переводчице Анне Тесковой, Марина Цветаева писала по этому поводу в ноябре 1933 г.: «Премия Нобеля. 26-го буду сидеть на эстраде и чествовать Бунина. Уклониться – изъявить протест. Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький… Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи. Но – так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому… Бунина ещё не видела. Я его не люблю: холодный, жестокий, самонадеянный барин…».
В эпохальном измерении прошло ещё несравненно мало времени, чтобы мы смогли объективно оценить не только величие Горького-писателя, но и историческую фигуру Алексея Максимовича. Вклад всемирно известного писателя в развитие нашей страны, её культуры и науки до сих пор невозможно полностью даже осмыслить. Будущим исследователям предстоит подробно изучить значение такого явления, как «Максим Горький», для нашей страны. Но даже самая малая верхушка айсберга, затронутая в данной публикации, позволяет гордиться, что наша страна рождала таких людей.
Александр Горшенин, кандидат исторических наук, доцент, главный библиотекарь отдела основного книгохранения СОУНБ