Богатые на события страницы нашего литературного краеведения не обошли и русского классика Александра Островского, 200-летие которого отмечают литераторы и театралы всей страны. «Привычка читать» расскажет о связях певца купечества с нашей губернией и даже… библиотекой.
Майя Брод
Зимой 1849 года 25-летний сотрудник Коммерческого суда и тогда еще малоизвестный литератор Александр Островский прибыл в Самарскую губернию из Москвы. И наш провинциальный город тогда еще не был губернским. Попутчик Островского, Евгений Николаевич Эдельсон, позднее станет переводчиком и литературным критиком.
Островский выехал в Симбирскую губернию (тогда Самара относилась к ней) в качестве частного поверенного Екатерины Алексеевны Хардиной. Екатерина Алексеевна унаследовала от отца имения в Самарском и Чистопольском уездах и решила обратить недвижимость в деньги. Помещица договорилась с матерью и дедом (сызранским купцом 2-й гильдии) о взаиморасчетах. В задачи Александра Николаевича входило договориться со всеми участниками «многоходовки», а приятель и будущий муж госпожи Хардиной помогал Островскому. Литератор тогда выполнял такие поручения, хоть роль «дельца» его тяготила. Кстати, дело Хардиной позднее завершал брат Островского Михаил Николаевич во время службы в канцелярии симбирского губернатора.
Все мысли и чувства Александра в ту пору занимала литература. Уже были опубликованы в 1847 году в газете «Московский городской листок» первые произведения «Несостоятельный должник» и «Картины семейного счастья», а также очерк «Записки замоскворецкого жителя». Драматург только закончил первую крупную пьесу из жизни купечества «Банкрот» (известна как «Свои люди – сочтемся»). Провинциальная купеческая Самара уже была наслышана о новом имени в литературе, поэтому приятели сразу же стали желанными гостями в знатных домах. «В первый же день нашего приезда мы обедали у Путиловых…, вечер провели у Ворониных, на другой день по настоятельному требованию Путилова были на именинном вечере у Макаровых, вчера обедали у Ворониных, нынче почти обязаны обедать у Путиловых», – из письма Евгения Эдельсона к Екатерине Хардиной из Самары (28 января 1849 года).
Здесь, в доме коллежского асессора Захара Васильевича Воронина, Александр Островский прочитал новую пьесу. Потом дочь Захара Васильевича, Вера Воронина-Головина, не лишенная литературного дара (ее произведения будут публиковать в столичных журналах) написала об Островском: «… Бледный, высокий, тонкий, с большим лбом и совсем прямыми, белокурыми волосами, молодой человек». Она упоминала о манере молодого драматурга «говорить несколько в нос» и «держать большой палец в верхней бутоньерке фрака».
«Окончив первый акт, он медленно поднял глаза, слегка взглянул на всех, и даже без словесных похвал, которые поднялись около него, увидал, что совершенно покорил своих слушателей; Когда впоследствии он несколько раз читал у нас «Банкрота» при самой разнохарактерной публике, – такова была сила его таланта, а также и мастерского чтения, что он всех без исключения захватывал и порабощал», – вспоминала Воронина. Драматург будет долго переписываться с членами гостеприимной самарской семьи.
Позднее, в непростой период жизни Островский с приятелями путешествовал по Волге, направляясь из Нижнего Новгорода. В Самаре писатель провел несколько дней, вращался среди знакомых театралов. «…Из Симбирска мы вам писали, а из Самары и рады бы написать, да нечего, – город большой, купеческой, жизнь благочестивая, семейная, без удовольствий (нравы жестокие), необразование полное…», – так характеризовал город классик. К слову, те впечатления Островский использовал при работе над пьесами «Лес» и «Таланты и поклонники».
Богата история воплощения пьес Александра Островского на сценах Самары (Куйбышева). Знаменитый советский актер театра и кино Николай Засухин сыграл здесь в «Волках и овцах» Аполлона Мурзавецкого, а легендарная Вера Ершова в начале своей карьеры перевоплощалась в актрису Александру Негину (в «Талантах и поклонниках»). В 1952-м она блистала в роли Ларисы в «Бесприданнице», в 1961-м Ершова и Засухин играли в «Волках и овцах». Еще через 10 лет Клеопатре Львовне Мамаевой – Вере Ершовой аплодировали зрители спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Роль Егора Дмитриевича Глумова тогда сыграл другой знаменитый в стране артист – Юрий Демич. Это был золотой период театра Петра Монастырского. Однако всех постановок классика здесь не перечислить… Во все времена актуален Островский. И сегодня в театре «Самарская площадь» с успехом идет «Олигарх» («Не все коту масленица» Островского), всегда аншлаг в САМАРТе на «Женитьбе Бальзаминова», а в театре «Камерная сцена» любят смотреть «Горячее сердце».