Накануне начала учебного и делового года в областной научной библиотеке состоялся лингвистический фестиваль «Грамотные выходные». Получился настоящий праздник современного русского языка, литературы и культуры. Остроумно, в непринужденной форме столичные эксперты из фонда поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант» помогли ответить на весьма непростые вопросы о роли грамотности в нашей жизни и главных трендах в литературе.

Модно, можно и удобно

«Грамотность – это процесс, который зависит от людей, говорящих на том или ином языке. В разные эпохи, в разное время мы вкладываем свои смыслы в это понятие. Сегодня во многом грамотность – умение отличить ложную информацию от правильной», – считает программный директор проекта «Библиотека грамотности» Ольга Суслова.

Эксперты из фонда «Тотальный диктант» пригласили самарцев подискутировать, отвечая на вопрос: «Грамотным быть модно или грамотным быть можно?».

Если кратко, то и модно, и можно, а еще удобно. Ольга Суслова рассказала про эксперимент: взяли два варианта одного текста, первый был абсолютно выверенный, все правила орфографии и пунктуации соблюдены, а второй – с ошибками, без знаков препинания. Посчитали время, которое люди затрачивают на чтение, так вот, оказалось, что грамотный текст воспринимается быстрее. Неслучайно в наше время больших скоростей многих раздражают письма, написанные с ошибками.

В то же время люди, причастные к организации столь важного и сложного мероприятия, как «Тотальный диктант», оказались весьма толерантными. Они прекрасно понимают, что держать в голове абсолютно все правила, исключения, традиции написания, успевать за каждым из изменений в новых редакциях различных словарей почти невозможно. Поэтому предлагают удобный компромисс: всегда иметь под рукой нужный словарь или справочник и не лениться заглядывать туда, как только возникли сомнения. А поскольку сейчас очень много издается и хорошего, и плохого, то необходимо уметь выбирать из длинных перечней многообразных изданий действительно авторитетные источники.

Где всегда можно проверить правописание любого слова?
На научно-информационном орфографическом академическом ресурсе «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН.

Роскошь, которую позволяет Степнова

Традиционно каждый год организаторы Тотального диктанта выбирают автора. Это должен быть не просто человек, который составляет насыщенный всевозможными правилами текст, а по-настоящему талантливый современный автор. Перед штабом и филологическим советом стоит цель не только проверить знание родного языка, а еще и познакомить людей с качественной современной литературой. Так, в этом году автором была Марина Степнова, знакомая читателям по романам «Женщины Лазаря», «Сад», «Хирург», «Безбожный переулок» и сборнику «Где-то под Гроссето».

Марина Львовна приезжала в Самару на «Грамотные выходные». Несмотря на последние летние жаркие деньки, множество горожан отложили пляжный отдых ради встречи с любимой писательницей. Поклонники Степновой сразу определили, что язык автора выгодно отличается от того, что можно найти на полках сегодня. Марина Львовна пояснила: занимается преподаванием, пишет сценарии, а когда садится за свои книги, позволяет себе работать не спеша, оттачивая каждое слово. Так, «Сад» она писала десять лет. Наверное, сейчас никто не может позволить себе такой роскоши.

«У меня простая творческая задача – успеть написать еще хотя бы одну книжку. Работаю страшно медленно, поэтому это будет большим достижением. Я довольно случайно оказалась на том месте, на котором оказалась. Я здорова психически, насколько вообще писатель может быть здоровым человеком, поэтому свое место в литературе, в жизни и в мире понимаю правильно – это маленькая точка на краю огромной Вселенной. Я не тот автор, который смотрит на себя в зеркало с восторгом и говорит с придыханием: «Сокровище нации ты мое!» Это точно не я. Мне бы написать книгу – и хорошо», – сказала Марина Степнова.

КСТАТИ
Текст для Тотального диктанта 2023 года напишет Василий Авченко – автор книг «Очарованные странники. Литературные первопроходцы Дальнего Востока», «Правый руль», «Кристалл в прозрачной оправе», «Дальний Восток: иероглиф пространства».

«Сфера бытования языка – это, конечно, современная русская литература, ведь она написана именно на этом языке», – замечает Ольга Суслова. Поэтому фестиваль грамотности уделил огромное внимание этому виду искусства.

У нас в областной научной библиотеке побывал Константин Мильчин – книжный критик, ведущий передач на радио и телевидении, потомственный филолог. О себе рассказал, что из своих 42 лет – 22 года профессионально читает книги и тоже профессионально о них рассказывает. Испробовал все возможности поговорить о литературе, пообещал: если изобретут передачу своих впечатлений через ароматы, он обязательно использует и ее.

Константин говорил о современной русской прозе и нон-фикшен, поэзия не входит в интересы нашего гостя. Он обозначил 10 ведущих трендов, определяющих литературу наших дней и окололитературные процессы.

  1. Не родилось школ и тенденций

«За последние 30 лет в русской литературе не сформировалось ничего, что можно было бы обозначить как школа или течение, или волны. К примеру, самое яркое (по мнению критика — прим. ред.) явление во второй половине ХХ века — “деревенщики”, но относить ли к нему Шукшина, который горожанин по происхождению?», – рассуждает Константин. Эталонным вариантом волны является, например, «потерянное поколение» (Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон и т.д. – прим. ред.). На сегодня ничего подобного пока не случилось.

2. Травма. Прожить и рассказать о ней

«В последние три года можно говорить о появлении серьезной разницы в мироощущении поколений. Литература помогла это открыть… Те, кто старше, допустим, я, считаю, что если выжил, то хорошо, надо идти дальше и постараться забыть о неприятностях или, в крайнем случае, кому-то рассказать о них, как о трагикомическом происшествии. А те, кто младше, искренне считают, что это остается, отравляет, это – травма, с которой жить. Поэтому о ней надо рассказать, ранку расковырять, чтобы другим это помогло признать: эта травма есть, – поясняет Константин. – С подобным манифестом выступают писательницы Евгения Некрасова с ее романом “Калечина-Малечина”, наиболее известный роман “Рана” Оксаны Васякиной и “Сезон отравленных плодов” Веры Богдановой, где даже в названиях подчеркивается, как этот яд насилия 90-х и терактов начала нулевых отравляет этому поколению жизнь».

3. Презрение к жанровой прозе

Литератор отметил огромную границу между разными литературами: «высокой», или же «литературой больших задач», например, «поведать миру о боли поколения, чтобы остановить Землю на секунду»; и тем, что пишут для массового читателя (детективы, боевики, фэнтези). Но, по мнению Мильчина, детектив вполне может справиться с изменением мира, как и триллер, и хоррор.

4. В глубинах подсознания

Автофикшн, по Мильчину, – способ написания книг, при котором автор записывает все воспоминания, исследуя глубины подсознания.

5. Незамысловато

Крайне мало экспериментов с языком. И это можно объяснить экономической ситуацией. По мнению критика, писателей, которые зарабатывают прозой на жизнь не менее 40 тысяч рублей в месяц, – человек 40 на всю русскую литературу. Но 40 тысяч в месяц – не очень большая сумма. Издатель и сама экономика требуют, чтобы книга выходила раз в год или чаще. Тут уж не до экзерсисов.

6. Творец в России…?

«Получается, писатель в России – это не профессия, а наказание. После основной работы приходится садиться и писать, поскольку что-то там в генах не дает жить иначе. Существует миф о том, что писатель, поэт или литератор – особый человек. “Писатель, скажи что-то по-писательски, на литературном”», – иронизирует Константин.

7. Вход в писатели свободный

Сейчас, с развитием интернета вход в литературу стал легче. Любой может опубликовать книгу на одной из доступных платформ, а потом найти деньги, издать ее и подарить, например, своей бабушке. Но пока не ясно, что потом со всеми этими изданиями будут делать.

8. Бумажные книги не умирают
Еще лет 15 назад прогнозировали, что вскоре бумажные издания останутся только в библиотеках. Перефразируя утверждение героя известного фильма Владимира Меньшова: «Ничего не будет, останется одна только цифра». Однако такой странный для современных подростков формат, как книга, которую нельзя увеличить, перезагрузить, которая ни к чему не подключается, более вечный, чем все остальное. Кроме того, как показали последние события, продажи обычных книг возрастают в сложные времена, когда люди рискуют потерять равновесие.

9. Литературных критиков мало
Раньше было не менее 30 известных имен, и еще свой критик при каждом издании. А теперь одна Галина Юзефович и много блогеров и тех, кто пишет о книгах.

10. Премии дают одним, а любят других
Интересно, что премии и высокие оценки блогеров зачастую получают разные произведения. Рекорды продаж делают скандалы, которые разжигают те, кто не читает ничего, кроме кратких аннотаций. Депутаты, например. Роман, написанный в соавторстве Еленой Малисовой и Катериной Сильвановой «Лето в пионерском га́лстуке» наделал грандиозный шум. Но 250 тысяч разлетелись за полгода — это очень высокие продажи для книги.

Майя Брод