Космос как символ вечных поисков и открытий, интеллекта и мировой гармонии, а еще как яркую страницу в истории нашего города и всей страны, с разных сторон исследовал наш книжный фестиваль. Правили бал на литературном событии писатели-фантасты. «Привычка читать» знакомит с современными авторами и кухней, на которой создают жанровые бестселлеры.

«Возращение «Пионера»». История рождения

Российский журналист и писатель Шамиль Идиатуллин, дважды лауреат премии «Большая книга», работает в издательском доме «Коммерсантъ».

Знакомясь с самарцами, Идиатуллин сказал, что «добивает» свой десятый роман, это не считая рассказов и повестей. Известно, что писатели в прошлом (и не только) запойные читатели. Шамиль – не исключение. А создает он именно то, что, по его мнению, пока не достает таким же страстным любителям литературы. Его новый роман на бумаге увидел свет в июле этого года, автор поделился подробностями события.

«Он, как и пара последних моих вещей, возник почти случайно, не предполагалось, что «Возращение «Пионера»» станет именно книгой, – пояснил Шамиль. – Какое-то время на меня выходили разные продюсеры и предлагали: “А давай мы поставим фильм по твоей книжке?”.  Я говорю “давай”, а они – “о, класс!”. И убегали. Приходили другие: “А давай ты напишешь нам что-то оригинальное, потому что книги у тебя хорошие, но это очень дорого ставить…”».

Звучит иронично. Но нерадостная картинка: много надежд, целый банк идей, однако все замыслы оставались только на листах. До недавнего поворота.

 «В прошлом году на меня вышла платформа Bookmate, – продолжает Идиатуллин. – Получилось так, что есть очень хороший ресурс, подписчики у него в больших количествах, а читать и слушать особо нечего… Что в этой ситуации делать? Придумывать какие-то свои проекты – оriginal, так называемый. И они обратились к авторам, которых считали интересными. К одному из первых – ко мне… В общем, их мужеству, упорству и изобретательности можно памятник ставить. Они меня уломали… Из всех имеющихся заявок (тех самых идей для сериалов – прим.ред.) выбрали фантастику. Но у меня две российских главных премии “Большая книга”. Они за реалистические романы. То есть высоколобый читатель и жюрист ценят только то, что я в реализме пишу, а Bookmate просит фантастику… Я им отобрал для выбора 12 заявок».

Как вы уже поняли, представителям компании Bookmate идея о романтично настроенных пионерах из 1985 года, покоряющих Вселенную, пришлась по вкусу. Аудиокнижный сериал выходил в замечательном исполнении актера Григория Переля. Некие крючки в конце каждой серии заставляли с волнением ждать продолжения. Вскоре поклонники и издатели попросили любимый бумажный формат. И вот тираж ушел со склада меньше чем за месяц.

«Смотрел на дочек и писал “Чужие игры”»

Вадим Панов – российский писатель-фантаст. По мотивам его книг цикла «Тайный город» снято несколько сезонов сериала.Многократный лауреат премий «Мир фантастики», «Меч Бастиона», «Премия Читателя», «Аэлита», «Научная фантастика года» и других.

Знаменитый фантаст привез новинку – «Чужие игры. Противостояние». Она вышла за несколько дней до фестиваля «Время читать. Открытый космос» в Самаре. Читатели с нетерпением ждали продолжение «Столкновения» из одноименной дилогии, действие книг происходит в 2036 году.

«У человечества все прекрасно, мы летаем в космос, у нас лунная база. Мы (люди планеты Земля) проводим конкурс молодых талантов и имеем возможность отправить победителей на Луну. Вот там-то и происходит встреча с инопланетянами, – поясняет Вадим Панов. – Я с большим интересом работал над этой книгой. В первую очередь, мне было важно посмотреть, как молодые люди себя поведут в непростой ситуации, как проявят себя. Когда автор пишет, он не может не вложить в текст что-то своё, личное. В данном случае это воспоминания, ощущения, которые однажды зафиксировал… И, самое главное, у меня две дочери примерно в возрасте героев дилогии (одна чуть постарше, другая чуть-чуть касается нижней грани). По крайней мере, было на кого смотреть. Нет, я их не отправлял на космическом корабле, сразу скажу. Поэтому многое пришлось додумывать. С другой стороны, само попадание на корабль не столь важно. Допустим, у того же самого Уильяма Голдинга в “Повелителе мух” юные герои оказались на необитаемом острове – в условиях, которые как бы отсекают возможность помощи».

Ребята из «Противостояния» искренне надеются, что помощь придёт. А автор с интересом наблюдает за их реакциями. Герои сверху смотрят Землю, понимая, что она с каждой минутой все дальше и дальше, а вероятность того, что за ними прилетят, уменьшается…

Спойлер от Вадима Панова: «Все хорошо заканчивается, что не так часто встречается в моих книгах».

 Кстати, дилогию «Чужие игры» определяют как очень популярное сегодня направление в литературе Young Adult, где героями произведений являются подростки. Любопытно, что сейчас все больше взрослых интересуются YА-произведениями.

Сюжет романа о ЧВК приснился

Александр Конторович – майор в отставке, разрабатывал методы контртеррористической борьбы, ныне писатель-фантаст. Его первый роман «Чёрный бушлат» стал бестселлером, теперь это сериал из восьми книг.

Такое сложно представить, но сюжет романа «Полуденные призраки», который самарцы активно покупали на фестивальной ярмарке, а потом брали автографы у писателя, приснился Александру Сергеевичу. Он рассказал, что ничего не добавлял к увиденному сну, только более детально его расписал. И вообще для Конторовича, как оказалось, самое сложное в работе – быстро набирать текст: руки не успевают за мыслью.

«»Полуденные призраки» – это на сегодня единственная известная мне книга о российских ЧВК (частных военных компаниях – прим. ред.). Там есть момент – страшный сон российского либерала: прорывается русский танк при поддержке немецких пехотинцев. Я описал командира этих немцев. И вот в интернете пишут: “Да ладно, быть не может такого”. Вдруг приходит на мою страницу в Сети человек, который отвечает: “Мужики, я лично знаю этого немца, он, правда, такой: бывший полковник немецкой народной армии ГДР, создал мощное подразделение, оно вовсю рулит в Африке. И бой этот реально был, я его видел. Правда, писатель не обо всем еще сказал”. Так мне тогда тоже стало интересно, где же этот человек находился, что все видел? Ведь я в том танке сидел», – удивлял самарских читателей Александр Сергеевич.

Однако лучшим своим произведением Конторович считает шпионский детектив «Проводник», который родился в рекордный срок – за 21 день.

«Второго января я проснулся, понял, что впереди почти две недели “дуракаваляния”, ехать некуда, и сел писать, – вспоминает автор. – В конце новогодних праздников я посмотрел: готовы две третьих книги. Сел и быстро дописал. Это абсолютный рекорд. Я больше никогда его не повторю, и не надо, я считаю.

Меня очень долгое время за эту книгу терзали самыми разными способами… В том числе и наша служба внешней разведки. Требовали выдать консультанта, который описал всю внутреннюю кухню. А не было у меня никакого консультанта!»

Еще одно обвинение в адрес Конторовича: «Проводника» писали «литературные негры», отсюда и такая скорость. Но слово офицера внушает доверие. У него нет денег на таких помощников, да и отличить, один ли стиль у текста или вкрапляются инородные фрагменты, сможет любой внимательный читатель. Даже у лучших книг бывают непростые судьбы.

Нужен ли подросткам космос?

Гость книжного фестиваля Михаил Форрейтер, руководитель направления «Книги для подростков и молодёжи» издательства «РОСМЭН», драматург, литератор, провел мастер-класс «Космос для подростков: приключения или наука?».

Как издатель Михаил Форрейтер еще раз повторил звучащий на многих площадках события дискурс: космос за последние 20 лет стал меньше интересовать подростков. Поколение, рожденное со смартфоном в руках, ценит самоанализ, им интересно читать о людях, похожих на них самих. Важно, чтобы автор говорил на равных – никакой дидактики и нравоучений.

Михаил Форрейтер тоже коснулся одного из основных литтрендов – Young Adult ­(дословно: «молодые взрослые» – от 12 до 25 лет).

«Для этого направления характерен простой и одновременно непростой, но живущий обычной жизнью, неидеальной персонаж, – пояснил представитель издательства “РОСМЭН”. –Он не героического плана. Обладает какими-то недостатками либо внутренними переживаниями, пытается разобраться в событиях из прошлого. Он должен быть опять же не однотонный, не белый и чёрный, не серый. Скорее объединяет в себе серый, красный, желтый – яркое сочетание, которое делает, действительно, каждого персонажа определённой личностью… По большому счету, Патрик Несс (автор книг “Поступь хаоса”. “Голос монстра”) в своё время хорошо сформулировал определение “янгедалтной” литературы: “Она отвечает на вопросы  кто ты? и что из себя представляешь? “».

Литератор назвал основное отличие героев сегодняшних «молодых взрослых» от тех, о ком читали их бабушки и дедушки, да и родители. В классической фантастике действуют два основных типа персонажей: успешный герой-боец либо талантливый учёный. Оба не вписываются в проблематику, интересную нынешним подросткам. Возможно, они больше не верят, что наука и покорение новых галактик помогут избавить человечество от смертельных болезней или сделать людей счастливее. Им легче воспринимать фэнтези.

Подростки предпочитают сказочные миры и фэнтези

Что делать?
Совет от Михаила Форрейтера:
 «Не только за счёт обращения к мечу и драконам можно говорить с современным читателем. Возьмите космические приключения, которые сделают ваши фантастические и реалистические, а еще драматические произведения. Космос – одно из мест, куда можно ринуться, чтобы достать новые сюжеты для начинающего читателя, или его можно  сделать ступенькой в более серьезную, твёрдую научную фантастику. Современным писателям хотелось бы пожелать использовать космические обстоятельства в качестве некой обертки для их “янгедалтных” концепций».

Ирина Букина, Маргарита Миронова