В галерее «Новое пространство» областной научной библиотеки, как всегда, ажиотаж. Открылась персональная выставка Дины Богусоновой «Цветение». И опять потрясающая. Балующий самарцев интересными проектами живописец, эмальер, создатель авторских ювелирных украшений вновь предстала совершенно в неожиданном свете.
И в это же время в «Открытом пространстве» – да, тоже открытие. Молодой автор (Neramozus) представляет свои сказочные миры. «Привычка читать» публикует искусствоведческие эссе Стаса Фурмана о двух художниках, фото с вернисажей – Сергея Осьмачкина.
Путь на Венеру
Говорят, что мужчины – с Марса, а женщины – с Венеры.
Пока человечество разрабатывает технологии для покорения Марса, выставка известной самарской художницы Дины Богусоновой «Цветение» открывает нам кратчайший путь на Венеру: каждое полотно здесь пропитано магией женственности, чувственности и неги, склонной мгновенно перерождаться в страсть.
Мироздание состоит из немыслимого числа загадок, и пока мужчина пытается разгадать каждую из них, женщина отвечает сразу на все – самим фактом своего совершенства. Будь вселенная оранжереей, женщина была бы в ней самым заветным цветком, ибо её цветение – непременное условие рождения гармонии мира, поэтому экспозиция живописи, графики и эмалей Дины Богусоновой и носит такое название.
Цветение фантазии в потоке флюидов реальности, цветение любви среди руин, оставленных ненавистью, цветение вечной истины вопреки торжеству сиюминутных заблуждений – вот лейтмотивы вдохновения, благодаря которому появились эти работы.
Цветение как высшая форма существования души – вот феномен, которому посвящена эта экспозиция.
Дина Богусонова родилась в 1972 году в Самаре.
В 1993 году окончила художественно-оформительское отделение Самарского художественного училища им. Петрова-Водкина.
Член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств (АИАП ЮНЕСКО).
С 2007 года она участвует в симпозиумах по горячим эмалям и в международных выставках. Занимается созданием авторских ювелирных изделий.
География выставок, на которых экспонируются работы Дины Богусоновой, очень широка: её искусство получило заслуженное признание как в России (Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Ярославль, Саранск, Казань, Пермь, Йошкар-Ола и, конечно, Самара), так и за рубежом (Венгрия, США).
Полотна и эмали художницы находятся в собраниях Музея современного искусства «Эрарта», Самарского художественного музея, а также в частных коллекциях России, Эстонии, Финляндии и Кипра.
Дина Богусонова чуть ли не единственный самарский художник, работы которого экспонировались и находятся в фондах крупнейшего в России музея современного искусства «Эрарта» (г. Санкт-Петербург).
«У меня была возможность посмотреть экспозицию еще до начала вернисажа. Просто захватил поток миров, которые открыла для нас Дина, мы можем туда мысленно переместиться, чтобы отпустить какую-то ситуацию, или, если вдруг глубоко в сердце нас что-то гложет, на время забыть об этом».
Яна Травкина, искусствовед и экскурсовод
Иван Быков, зритель:
«Творчество художницы Дины Богусоновой здесь представлено в полном объёме и во всём своём многообразии. Ироничная чёрно-белая графика, большие цветочные и фантазийные полотна во всю стену, поражающие своими цветовыми решениями, портреты и жанровые сценки, обнажённая натура, раскрывающая перед зрителями разные грани женского характера, «обнажающая» не только и не столько тело, сколько душу, настроение, внутренний мир женщины, её мысли, желания, сомнения и устремления. Какие-то необычайные миры и грёзы, мифологические сюжеты и, конечно же, рождённая в огне эмаль – «визитная карточка» Дины. Всё вместе это превращается в целый мир, созданный одной художницей. И этот мир можно и даже нужно внимательно и обстоятельно изучать. Поверьте, оно того стоит!»
Neramozus. Или спор, вечный, как жизнь, смерть и искусство
Что такое вменяемость? На сей счёт сколько словарей, столько и мнений.
Медики трактуют этот термин по-своему, юристы – по-своему, для кантианца она где-то между звёздным небом и нравственным законом, а для кафкианца – за пределами замков, процессов и жизни насекомых…
Несмотря на впечатляющую широту определений, общий смысл понятия «вменяемость» на невербальном уровне ясен каждому, и каждый способен пояснить, что это такое, на примере.
А если все эти примеры разом привести, то для каждого из них всенепременно найдётся противоположный, что неотвратимо приведёт к логичному умозаключению: грани вменяемости спорны, и спор этот вечен, как жизнь, смерть и искусство.
При этом как раз искусство служит нам надёжным и безопасным проводником в те области мышления, которые лежат, ползают, скачут, кувыркаются, летают и падают за гранью вменяемости, в те миры, которые ограничены только воображением.
Такова уж мифогенная основа искусства, и среди художников во все времена встречались те, кто концентрировал свои творческие силы именно вокруг этого его свойства.
За гранью вменяемости обитают творческие импульсы, подарившие миру работы Босха и Кандинского, Гойи и Пикассо, Эшера и Амаринго.
Автор экспонируемых в «Открытом пространстве» работ – молодой самарский художник-график Neramozus, чьё творческое кредо – скрупулёзная детализация образов, возникающих в процессе фиксации смелых попыток воображения расширить горизонты сознания в стороны, противоположные вменяемости.
Хотите отправиться в безопасное, но волнующее путешествие за грань? Добро пожаловать в «Открытое пространство».
Круг адресатов этой экспозиции очень широк, но в первую очередь она будет интересна тем, кто любит фильмы Терри Гиллиама и Годфри Реджио, сериалы «Рик и Морти» и «Гадкие американцы», прозу Амоса Тутуолы и Уильяма Берроуза, построк и IDM.
Зоя Древинг, зритель:
«Я очень впечатлена картинами этого самобытнейшего человека (это Neramozus. Александр Босюк – прим. ред.), который осознанно отказался от классического художественного образования, дабы не потерять своё уникальное видение мира и не отбить желание рисовать то, что хочешь и чувствуешь.
Мне кажется, Сашино творчество перекликается с гениальными картинами Иеронима Босха.
Сюжеты их работ наполнены большим количеством странных и страшных персонажей и предметов… Получается кривое зеркало, в котором отражается мир и ключи для чистого его отражения. Так я прочитываю картины этих необыкновенных художников… Беседовать с Сашей о жизни и творчестве – огромнейшее удовольствие!»