О чем говорили писатели в Самаре
Межрегиональный книжный фестиваль «ВРЕМЯ ЧИТАТЬ: ВОЛЖСКИЙ ТЕКСТ» стал событием в жизни города и региона. Символично, что он состоялся в одну из золотых суббот сентября в историческом центре – в Струковском саду, том самом, что помнит Максима Горького, когда тот был еще малоизвестным журналистом Алексеем Пешковым и гулял там в нелепой хламиде. Фестиваль собрал вокруг книги и чтения около 10 000 человек. В памяти любящих интеллектуальный отдых самарцев наверняка остались творческие встречи с поэтами и прозаиками, которых можно было послушать, о чем-то спросить и получить их автограф.
Лекции, мастер-классы, философские дискуссии, презентации художественных произведений и монографий настолько плотно насыщали программу грандиозного книжного праздника, что зрителям хотелось клонироваться и лучшие варианты себя направлять одновременно и на творческую встречу, и за новыми книгами на ярмарку, а еще посмотреть спектакль, послушать музыку, отвести поиграть ребенка… Жаль, что, несмотря на привычку к многозадачности, все успеть или клонироваться пока невозможно. Поэтому «Привычка читать» собрала для вас самые яркие высказывания авторов, книги которых многие уже успели прочитать и полюбить.
Дмитрий Воденников – один из самых талантливых современных русских поэтов. Еще 2007 году на фестивале «Территория» его даже избрали королём поэтов. Правда, Дмитрий не любит, когда журналисты и читатели его так называют. Известен как колумнист, эссеист, радиоведущий.
«Как только в тебе появляется звук, ты вдруг становишься абсолютно небесным животным. И вот тогда, когда твоя озябшая гортань извлекает звук, тогда ты понимаешь, что за это можно все отдать. Так случилось, когда ко мне вернулись стихи спустя десять лет молчания», – сказал он.
На книжном фестивале «король поэтов» сознался в том, что у него «обыкновенные, пошлятские, советские музыкальные пристрастия». Всегда любил Аллу Пугачеву, но никогда не понимал, о чем она поет в песне «Не отрекаются любя» на слова Вероники Тушновой.
«Ни одному мужчине или женщине нельзя пропеть эти слова: “И трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери”. И вдруг я понял, спустя годы, что это про возвращение голоса, стихов… Вот их можно ждать очень долго, не отходя от двери… Если стих не рождается, с этим ничего не сделаешь. А что сделать-то? Ничего. Только ждать, – говорит Воденников. – К тебе приходит гул, ты должен правильно вытянуть из него, как из хаоса, нитку, которая потянет за собой слова. Это очень мучительное занятие. Но это и есть рождение настоящего стихотворения… Когда тебя тошнит, и спустя время ты чувствуешь облегчение – это очень похоже на то, что ты делаешь со стихотворением. Это физиологический выход стихотворения… Когда ты понимаешь, что можешь остаться и без любви, и без стихов, то можно все отдать в ожидании их, “не отходя от двери”»…
Вадим Месяц – поэт, прозаик, переводчик, руководитель издательского проекта «Русский Гулливер». В последнее время его имя на слуху в связи с выходом книги «Дядя Джо. Роман с Бродским», где Месяц, мягко говоря, без пиетета пишет об Иосифе Бродском, а также о встречах с Эрнстом Неизвестным, Сергеем Курёхиным, Андреем Битовым, Евгением Евтушенко, Дмитрием Приговым и другими известными людьми.
«Я в вашем городе второй раз, и я его очень полюбил… У меня здесь очень много друзей, особенно Софья Сыромятникова (прим. ред. – руководитель центра поддержки и развития чтения СОУНБ), с которой мы понимаем друг друга с полуслова. Стихи и прозу я публикую уже лет тридцать. И это плохо. Слишком много всего написано, нужно менять кожу, стили, душу… Мне хочется сверкать звездою в белом лбу и петь как можно чище и светлее…», – говорил он.
В Самаре автор романа о Бродском признался, что благодаря поездке в наш город восстановил в памяти весь свой песенный репертуар, поэтому пел, читал стихи и дарил зрителям свой новый сборник стихотворений «Пани Малгожата». «У меня сын – мультиинструменталист, играет на всех инструментах, – поведал Месяц. – Я жду, когда он закончит школу и мы создадим с ним рок-группу. Хотя … я его не перекричу».
Андрей Геласимов – писатель, популярный в России и в Европе, доцент литературного института им. М. Горького.
«Моя последняя книга – “Чистый кайф”. Она о феномене появления российского рэпа в конце 1990-х годов. В книге большое внимание уделено химической зависимости, страшной силе притяжения и, самое главное, преодолению. Когда Сергей Соловьев снимал по моему рассказу фильм “Кеды”, он на одну из ролей пригласил рэпера Басту, он же Вася Вакуленко. Мы с ним сдружились. Поэтому в “Чистом кайфе” много историй из его жизни и много Ростова. В Германии книгу издали под названием “Russischer rap”, потому что перевести игру слов “чистый кайф” у немцев не получилось», – рассказал прозаик. Андрей Геласимов говорил и о своей самой первой книге: «Когда в 1996-м началась вторая Чеченская компания, я к тому времени преподавал в Якутском государственном университете, моих студентов начали забирать в армию. Через два года на студенческую скамью вернулись опустошенные мужчины. Тогда я начал останавливать свои лекции и говорить с ними о войне. Они говорили с трудом. Сказывался и опыт потерь, и опыт убийств. В каникулы я понял, что хочу рассказать их историю, тогда я придумал повесть “Жажда” – о парне, у которого сгорело лицо в результате взрыва БТР. Она была переведена на 10 языков и экранизирована. Мой театральный опыт (в 1988 г. Андрей Геласимов поступал в ГИТИС – прим. ред.) мне пригодился – я вселялся в шкуры ребят».
Межрегиональный книжный фестиваль «ВРЕМЯ ЧИТАТЬ: ВОЛЖСКИЙ ТЕКСТ» состоялся в Самарской области во второй раз, однако столь масштабный интеллектуальный праздник, доступный для посещения всем желающим, состоялся впервые. Основополагающей стала тема формирования волжского текста. Как большая река влияет на мировосприятие и появление новых культурных кодов, обсуждали филологи, публицисты и исследователи из разных городов России, собравшиеся в Самаре на книжный фестиваль.
Организовывали масштабное мероприятие Самарская областная универсальная научная библиотека в партнерстве с Самарской областной организацией молодых литераторов, Самарским литературно-мемориальным музеем им. М. Горького, Школой литературных практик (г. Москва) при поддержке Министерства культуры Самарской области.
Андрей Рубанов – российский прозаик, кинодраматург, журналист, предприниматель, сценарист нашумевшей киноленты «Викинг». Наибольшую известность получил как автор книг в жанре автобиографической прозы, или «нового реализма». Также выпустил несколько книг в жанре «биопанк».
«Если ты сидишь в кабинете – ничего толкового не напишешь. Разве только если ты Марсель Пруст, который лежал по причине болезни в комнате, обшитой пробкой. Однако “В поисках утраченного времени” Пруст написал только потому, что у него была бурная молодость… Один из моих учителей в литературе – Эдуард Лимонов. Я бы хотел в своей прозе продолжать его идеи. Писать от “я”, ничего не придумывая. Для этого нужно прожить интересно свою жизнь», – отметил Рубанов. О себе он честно рассказал, что 20 лет занимался бизнесом и в 90-х успел поносить малиновый пиджак. Хотя в его семье все были учителями русского языка и литературы, и с 12 лет Андрей понимал, что не отступит от семейной традиции. «Я написал семь или восемь книг про бизнесменов из 90-х, – рассказал прозаик. – Эти книги плохо продались. Потому что классовые противоречия в нашей стране нельзя снять… Самая продаваемая моя книга – «Хлорофилия», написанная в жанре биопанка, в России очень мало представлено это направление. Книга про сращивание человека с другими биологическими сущностями». Очень характерно, что автор, выросший и сформированный 90-ми, делится с читателями: «Меня сделали, извините за пафос, глянцевые журналы. Пока существовали, давали интервью со мной. А роман с толстыми литературными журналами не сложился, хотя там и было напечатано несколько рассказов… Интернет и социальные сети плохи тем, что ликвидировали институт авторитета и экспертизы. Любой неуч может получить трибуну, записаться под псевдонимом и нести ахинею. И он найдет единомышленников».
А еще прозаик Андрей Рубанов важную роль отводит фортуне, считает: «Без везения никакой карьеры не будет. Ни в литературе, ни в кино, ни в бизнесе».
Денис Либстер – писатель-сказочник, наш земляк, основатель мастерской сказки для детей и взрослых.
«Фантастика старается объяснить, почему звездные корабли летают, инопланетяне нападают. А сказка просто проговорит: Баба Яга летает в ступе, не объясняя теорию двигателей. Чтобы сказка получилась – в нее надо добавить волшебство, – рассказывает Денис. – Невозможно себе представить сказку без героя. Представьте, что в истории про Карлсона нет Карлсона», – поясняет Денис Либстер. Поэтому он придумал свою собственную методику создания героя, назвал ее «ком», сравнивая процесс создания образа с лепкой снеговика.
«После того, как герой создан, нужно задать вопрос: “А что если?” Вот с этого момента начинается история. А что если придет злой волшебник? Должно что-то произойти, чтобы герой оказался в непривычном мире. Мы должны придумать препятствия, чтобы он смог себя проявить…После прохождения препятствий должен быть финал. Печальный, как в случае с Колобком, или радостный, как в случае со Спящей красавицей».
На Межрегиональном книжном фестивале «ВРЕМЯ ЧИТАТЬ. ВОЛЖСКИЙ ТЕКСТ», который состоялся 11 сентября 2021 года, побывало около 10 000 человек. В общей сложности на интеллектуальном празднике состоялось 50 лекций и творческих встреч. На книжной ярмарке присутствовало 12 издательств. Было продано порядка 1 100 книг.