Из года 2022-го в год 2023-й галерея «Новое пространство» нашей библиотеки и ее близкие друзья или просто постоянные гости переходят с экспозицией Вернисаж контрастов «Между светом и тьмой». Пожалуй, в Самаре еще не удавалось на одной, пусть и впечатляющей возможностями, площадке показать творчество более сотни художников, представить более 200 работ.

Самые свежие тенденции изобразительного искусства не оставили равнодушными публику

«”Между светом и тьмой”, по сути, символизирует пространство, в котором протекает наш жизненный путь»,–отметил на вернисаже контрастов руководитель галереи «Новое пространство» Дмитрий Вырыпаев.

Да, в теме заключены более глубокие смыслы, нежели контрасты черного и белого, бинарные оппозиции добра и зла, правого и левого. Здесь и самая темная ночь перед рассветом, и постоянная необходимость выбора, и надежда на лучшее, и свет в конце тоннеля, и, конечно, переход из года нынешнего в следующий.

Организаторы Вернисажа контрастов «Между светом и тьмой» ставили цель показать актуальную панораму самарского изобразительного искусства максимально полно, демонстрируя самые свежие тенденции самарского изобразительного искусства в их самых разнополярных проявлениях. А чтобы наиболее объемно описать все, что пока еще можно увидеть в галерее библиотеки, «Привычка читать» предоставляет слово самарским журналистам, искусствоведам и просто зрителям.

Вадим Карасев, медиахолдинг «СОВА»:

«Судя по выставке, творческие поиски самарских авторов идут в самых разных направлениях – от реализма до абстрактного искусства.

Основная часть представленных работ – живопись. Здесь больше света, чем тьмы. Это видно и по пейзажам – таким, как «Август» Игоря Дония или экспериментальной работе Татьяны Андрюшиной «Утро в Париже», где впечатление от французской столицы передается через подтёки ярких красок. Светом пронизаны трогательные полотна Натальи Ивановой и Светланы Мищенко, в которых оживают детские сказки; метафорические работы Надежды Нагнибеды «Вернисаж» и Александра Нагнибеды «Есть только миг»; живописные абстракции Дины Богусоновой, наполненные яркими цветовыми взвихрениями. Более тревожна картина Николая Кикина, название которой – то же, что и у всей выставки. Художник запечатлел уголок где-то на краю земли. Ненастье, разгулявшаяся стихия, и только маленькая церквушка, приютившаяся внизу, на скале, кажется, не дает тьме заполнить все пространство.

Удивительно разнообразна представленная на выставке графика. Тут и фантасмагория городской жизни в работах Алексея Татарских («Птичий рынок», «Парадное», «Субботнее утро»), и реалистичная, немного жутковатая серия Евгения Наумова «Подземная Самара», и дышащая стариной серия Елены Малыгиной «Русские сказки», и насыщенные множеством выразительных подробностей мифологические образы Елены Солодовник («Адамово древо», «Седые ветры», «Пан и его овцы»).

Акварель на выставке представлена изысканными женскими портретами Татьяны Гавриловой, милыми пейзажами Дмитрия Титова.

Каждый раз с неожиданной стороны проявляется на выставках творчество председателя регионального отделения Союза художников Дмитрия Мантрова. На нынешнем вернисаже он показал инсталляцию Black and White – серию черных и белых гипсовых масок.

Пожалуй, самые необычные работы представил на этой выставке Игорь Гузеев. В одной из них («И тьма не объяла его») он соединил живопись и реальные предметы – зонтик и скрипку. Не менее выразительны его композиции в технике инсталляции с использованием дерева и металла – «Исцеление слепого», «Взгляд на Рождество», «В ожидании нового времени», «Один», «Второе пришествие»…»

Прежде чем оказаться на Вернисаже контрастов, все работы художников прошли через строгий выставочный комитет, состоящий из искусствоведов, художников, музейных работников и галеристов.

Иван Быков, постоянный посетитель галереи:

«»Не ищи во всём символическое значение, а то ведь найдёшь. На свою голову» Виктор Пелевин «Generation P».

Американская писательница Айн Рэнд никогда не любила рассуждения о «серости» мира. В её представлении жизнь является постоянным выбором между светом и тьмой. Правда, у каждого своё представление о том, что есть свет, а что есть тьма. Ночь вдохновляла художников, писателей, композиторов ничуть не меньше яркого, солнечного дня. Да и кто сказал, что ночь – это тьма, мрак и страх? Вот Агата Кристи назвала свой роман «Зло под солнцем» и все самые «тёмные» дела в нём свершались средь бела дня. Так что же есть Свет, а что есть Тьма? И всегда ли можно их друг от друга отличить? Сложный вопрос, философский. Ну а между светом и тьмой…

«Между светом и тьмой» – выставка с таким названием открылась в Галерее «Новое пространство». Огромное количество работ и авторов, разнообразие форм и приёмов, различные взгляды на то, что считают тьмой и светом. Здесь вам и мрачные аллегории, и светлые, нежные цветочные натюрморты, и мрачные фантазии и бытовые сценки. Смотреть можно долго, обдумывать тоже. Можно повсюду искать глубокий смысл и символическое значение… А можно вспомнить Виктора нашего Олеговича (см. эпиграф к посту) и просто насладиться столь разнообразным вернисажем».

Татьяна Гриднева «Самарская газета»

«Необычность экспозиции была заранее предопределена довольно широкой темой. К тому же жюри не принимало работы старше двух лет… Здесь присутствуют графика, живопись, скульптурные композиции, инсталляции, ассамбляж, декоративно-прикладное искусство…»

«Многие члены Союза художников России на этой выставке показали себя с новой необычной стороны. Если не прочтёшь этикетку к картине, ни за что не узнаешь руку Николая Лукашука в белесоватом мареве цветущего сада, а почерк Полины Горецкой в сумрачном городском пространстве с реалистичным изображением зловещей подворотни. Совершенно поменяла свою палитру, усложнила сюжеты работ известная прежде всего как непревзойдённая мастерица изображать весеннюю сирень Юлия Кузнецова.

«Открытием для самарских почитателей искусства станет Марьям Галстян – профессиональная художница из Армении. Её серия «Небесный вакуум», выполненная в смешанной технике, самобытна».

КСТАТИ
Светлана Шатунова, член Ассоциации искусствоведов, известный в Самаре искусствовед и куратор, отметила небольшой зал, где представлены работы Елены Столяровой «Лики… Семистрельная… Свет». Триптих, «Поиски гармонии энергии черного и белого», «За лесом радость», если внимательно всмотреться, можно увидеть, как сквозь линии и пятна проглядывает лик Иисуса Христа. Там же удачно дебютировала в Самаре порывистая и спонтанная Марьям Галстян. А Юлия Латышева рассказывала о своем философском полиптихе «Вечное возвращение». Оказывается, цифры на полотнах означают: «В любом событии есть прошлое, настоящее и будущее. В любом мгновении сокрыта вечность» (цитата из Анджей Сапковский). Оказывается, на художницу негативно влияет черный цвет, но принять участие в «вернисаже контрастов» очень хотелось. Поэтому она придумала концепцию из четырех полотен, где каждое соответствует цветам и названиям, которые когда-то использовали алхимики, они обозначали стадии, через которые проходят все процессы: хаос, где кажется, что разрушается все до основания (вот она – энергия темного), белый, светлый лист, предшествующий рождению нового, цитринитас – кульминация творения – и, наконец, результат, апофеоз всего процесса творения. Если вдуматься, подобные круги не один раз переживают и творцы, и важнейшие процессы, и обычные люди в быту, и даже общество в целом.

Весь этот, возможно, неосознанно выделенный экспозиционерами зал, по словам искусствоведа Светланы Шатуновой, наиболее точно отвечает общей концепции и представляет наиболее интересные работы художников.

В ТЕМУ!

В галерее «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки уже второй год подряд торжественно наградили и поздравили победителей творческого конкурса «Премия им. К.П. Головкина».

Номинация «Традиционное изобразительное искусство»:

  • 1 место – Дарья Юрьевна Бондаренко за картину «А что останется… Усадьба Орловых-Давыдовых»
  • 2 место – Артем Викторович Тихонов за картину «Вечер после дождя»
  • 3 место – Наталья Юрьевна Шепилова за картину «Пришли ангелы-хранители»

Номинация «Современное изобразительное искусство»:

  • 1 место – Галина Алексеевна Зыбанова за работу «Дискотека», представляющую собой объект концептуального процессуального искусства, инсталляцию-перформанс
  • 2 место – Илья Сергеевич Борзунов за работу в технике digital art «Неправда, что пустыня принуждает к созерцанию зловещих сумерек»
  • 3 место – Юлия Павловна Латышева за живописный полиптих «Вечное возвращение»

Номинация «Дизайн»:

  • 1 место – Дмитрий Евгеньевич Файницкий за дизайн рюкзака GEOJI ATLAS 20
  • 2 место – Сергей Федорович Таранов за проект «Город под крышей»
  • 3 место – Екатерина Андреевна Соколова за дизайн-проект салона красоты.

Номинация «Кураторство»:

  • 1 место – Светлана Сергеевна Шатунова за работу над проектом «Грани ХХ века»
  • 2 место – Никита Александрович Кузнецов за работу над проектом «Тёмный Модерн»
  • 3 место – Елена Андреевна Тёпленькая за работу над проектом «Пермские Боги».

Специальная номинация «Двигатель прогресса»: Ираида Николаевна Миронова за вклад в будущее изобразительного искусства.