В Самарской областной универсальной научной библиотеке сейчас работает удивительная выставка. С одной стороны, она дарит зрителям яркие визуальные впечатления. С другой – приглашает принять участие в арт-терапевтическом проекте и познать себя, погрузиться в самые отдаленные уголки своей души. Кто же вы, Королева или Бродяга? Эта экспозиция поможет разобраться.

Художники Елена Моргун и Наталья Воскобойник своим интерактивным выставочным проектом «9 дверей» пригласили зрителей поучаствовать в удивительном творческом эксперименте. В основе их необычного проекта лежит глубокая философская концепция: авторы предлагают всем зрителям и гостям «Открытого пространства» отправиться в девять различных  сказочных миров – «капище», «храм», «балаган», «космос» и другие локации. В них представлены 18 удивительных персонажей.

Для связи с иными измерениями есть даже специальная почта – около каждого «мифологического» пространства висит прозрачный почтовый ящик, можно направить свое послание персонажам, которые производят наиболее сильные впечатления, вызывают чувства и эмоции. Не обязательно позитивные. По словам авторов концепции, главное, чтобы вас «зацепило».

Елена Моргун и Наталья Воскобойник придумали концептуальный проект и создали галерею архетипических образов

«Когда появилась идея создать коллекцию социальных архетипов, я поняла, что одна с этим не справлюсь, – рассказывает историю арт-терапевтического проекта Елена Моргун. – Это очень большой объём художественной и внутренней философской работы. Надо понять, почувствовать каждого из персонажей, пропустить через себя, а потом заставить что-то почувствовать вас, когда вы будете на это смотреть. Хочу поблагодарить Наталью за то, что она не оставила меня с этой затеей. Мы бросили жребий, распределили по одному портрету в каждой из девяти пар. Работали самостоятельно, не видя результатов друг друга. Только потом посмотрели, как они смотрятся в паре».

Концепция интерактивного арт-проекта отсылает нас к аналитической психологии Карла Густава Юнга, очень популярной сегодня у маркетологов, искусствоведов, пиарщиков, благодаря Кэрол Пирсон, которая структурировала, упростила и популяризировала систему архетипических образов. Впрочем, у авторов концепции «9 дверей» всё гораздо глубже и интереснее.

«Если кому-то из вас станет проще после того, как вы посмотрите выставку и пообщаетесь с персонажами, если получится лучше понять себя, исправить что-то в своей жизни, то это всё не зря. Значит, выставка удалась, – говорит Наталья Воскобойник. – Мы будем очень благодарны за любую обратную связь».

Наталья Воскобойник – потомственный художник. Получила фундаментальное образование, окончив класс Николая Ельцова вечерней художественной школы, а затем Самарскую архитектурно-строительную академию. С 2008 года – член Творческого союза художников России. Направление – станковая живопись. Постоянный участник городских, областных, федеральных выставок. Работы находятся в частных коллекциях в России, США, Италии, Германии.

«Спасибо большое, просто замечательное было открытие! – написала в соцсетях галереи “Новое пространство” Наталья Фомина, гость вернисажа. – Я даже попыталась подсчитать, какая картина и какой архетип пользуются большим успехом. Сначала победа точно была за Бродягой!»

Елена Моргун пояснила, что Бродяга, созданный Натальей Воскобойник, для лета – самый подходящий образ. Так хочется бросить всё и пойти на речку/в поход/в закат, не думая о делах и проблемах.

Елена Моргун (творческий псевдоним Trish) – художник, дизайнер, писатель, переводчик, представитель известной куйбышевской династии архитекторов и художников. Ее наставником в станковой живописи стал Ринат Гирфанов. Награждена бронзовой медалью «За вклад в отечественное изобразительное искусство» ТСХР и РАХ в 2019 году. Член Евразийского Художественного Союза с 2022 года. Регулярно участвует в выставках в Самаре, в Москве, Нью-Йорке. Работы находятся в частных коллекциях в России, Австралии, США, Великобритании.

Интерактивная выставка вызвала живой интерес самарцев

– Традиционно площадка «Открытого пространства» областной научной библиотеки существует для экспериментов. На этот раз эксперимент проводят молодые художники Елена Моргун и Наталья Воскобойник, которые «по совместительству» арт-терапевты и психологи. Выставка называется «9 дверей» и, конечно, эти двери ведут внутрь каждого. Здесь представлены архетипические изображения, с которыми можно активно взаимодействовать, и они действуют на зрителей. В чём прелесть проекта? Эта выставка, действительно, помогает понять себя, увидеть то, что обычно мы видеть не хотим или не можем, и начать с этим работать, что-то менять в себе».

Руководитель галереи «Новое пространство» Дмитрий Вырыпаев

ОБЩЕНИЕ СКВОЗЬ «ДВЕРИ»

В группе галереи «Новое пространство» в соцсетях можно найти послания, оставленные посетителями архетипическим персонажам, и ответы на них от авторов интерактивного проекта.

Архетип Бродяги становится особенно популярен летом

– Хозяйка пугает отталкивает от себя. Не хочется оказаться у неё в гостях.

– Возможно, этот участник не ассоциирует себя с погружением в быт и ведением хозяйства, предпочитая развиваться в других областях.

Шут! Дай померить волшебную шляпку.

Как внимательный читатель уже заметил, обращение к персонажу стоит во втором лице, оно позитивное, заигрывающее. Обычно интерпретируется как легкость в понимании выбранного персонажа в себе и других, стремление к контакту. Автор этого письма ловко подмечает проявления Шута в других, умеет пробуждать его в нужный момент и в себе, ощущает его пользу в текущих жизненных ситуациях.

Блудница загадочная и эротичная, очень хочется разгадать.

Письмо отражает стремление к познанию персонажа и его качеств – как в себе, так и в других, умение разоблачать его или же использовать в подходящей ситуации.

У Казначея трудная жизнь. Хозяйка улыбается, радуется, гостей зовёт. А ему ипотеку платить, бюджет вести.

Это письмо, скорее всего, проекция собственных жизненных переживаний. Когда устал от забот, работы и ответственности, хочется поддержать своего внутреннего Казначея с помощью «Хозяйки», которая перераспределит свои приоритеты в его пользу. Не привечая лишний раз посторонних гостей, а уделяя Казначею время и внимание.

– Нищенка! Забирай у моих врагов всё что хочешь, а у меня не трожь.

– Письмо-восклицание, адресованное Нищенке, выдает напряженные отношения с этим архетипом, проявленным в других людях. Вероятно, в настоящий момент времени автор строк испытывает «потребительское» отношение к себе со стороны близкого окружения, либо попал в обстоятельства, когда приходится ставить на первое место помощь другим в ущерб собственным интересам и утекающим силам…

Еретик не такой, как обычные люди, знаток литературы, искусства, заядлый спорщик, мастер ораторского выступления. Он считает себя птицей с большими крыльями, умеющей летать во времени.

Детальный анализ внутренних характеристик и жизни персонажа говорит об описании собственного внутреннего Еретика, с которым у автора строк очень гармоничные, хотя и сдержанные отношения. Свойственный Еретику поиск собственного идеологического пути характерен и для автора, при этом просматривается нежелание этот путь демонстрировать и вести за собой людей. Почему именно в данный момент жизни резонанс с Еретиком вышел на первый план? Возможно, автор строк ощущает постоянное давление некоей идеологии извне, но стремится скрыть свою истинную точку зрения, избегая какого-либо конфликта или противостояния.

Локация Космос, образы Музы и Пророка особенно близки творческим людям. 

Опыт новых пространств

11–15 июня состоялся Всероссийский библиотечный конгресс: XXVII Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации. А библиотечной столицей 2023 года стал город Мурманск. В этом году основной темой конгресса является «Библиотека — культурный код России».

Чтобы принять участие в главном событии года для представителей профессиональной отрасли, в Мурманск отправилась наша делегация: директор Самарской областной универсальной научной библиотеки Светлана Пряникова и руководитель галереи «Новое пространство» СОУНБ Дмитрий Вырыпаев. С профессиональным сообществом страны наши коллеги поделились успешным кейсом, как через художественные выставки, концерты, спектакли и мастер-классы заинтересовать горожан и пригласить их в библиотеку.

В частности, Дмитрий Вырыпаев выступил с докладом «Неочевидные формы работы: опыт создания новых пространств в Самарской областной библиотеке». Так, наглядным положительным примером был назван опыт проведения поэтического ринга «Ахматова, ура!», где состязались поэтессы Самарской губернии. Мероприятие проводилось в рамках выставки художницы, мастера декоративной эмали Дины Богусоновой. В творческом вечере приняло участие более 40 поэтесс, за них пришли «болеть» более 200 зрителей. Подобное сочетание культурных компонентов — поэзии и живописи — способствует  повышению интереса как к работам художников, так и к поэзии, звучащей в обрамлении картин. Библиотека привлекает к себе новую аудиторию, увеличивается посещаемость.

С коллегами из разных российских городов самарская делегация поделилась новыми планами — создать «Воздушное пространство». Со временем оно станет местом проведения пленэров, выставок и концертов на свежем воздухе в непосредственной близости от центрального входа в библиотеку.