Недавно в Самару приезжал на совещание директоров и специалистов губернских библиотек старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, доцент Московского государственного лингвистического университета, кандидат педагогических наук Вадим Степанов. Вадим Константинович знает всё о новой миссии библиотек в цифровую эпоху. «Привычка читать» побеседовала с экспертом и приглашает вас задуматься. Соглашаться не обязательно!

Беседовала Майя Брод

Интересно, что у нас в Самаре Вадим Степанов был ровно 20 лет назад.

По мнению московского эксперта, библиотека никогда уже не будет прежней

– Мы сильно изменились?

– Ну разумеется. Библиотека, конечно же, отличается. И правильно. Раньше это было место для книг, а сейчас – для людей. То, что я успел здесь увидеть, мне понравилось.

– Будучи наслышаны о нашем госте как о человеке весьма революционных взглядов, не спешим радоваться комплиментам. Сразу расставляем точки над i. Люди, если они далеки от книг, могут же и в кафе посидеть. Зачем им в библиотеку?

– Речь пойдет не о совмещении людей и книг, а о совмещении людей и знаний. Тех, кто думает о своём развитии, кафе не удовлетворит. Там просто отдых, развлечения. Главная задача библиотеки, какой я ее вижу, – быть коммуникационной площадкой, устроенной на очень хорошем уровне. Местом, куда люди приходят за творческим ростом. Сейчас именно на это огромный спрос. К примеру, в Москве это чувствуется очень сильно. Сейчас популярны такие площадки, как лектории. Ну кто бы мог подумать в 60-е годы, когда они умирали, что им суждено возродиться? Ситуация очень быстро изменяется, к этому подталкивает развитие цифровых технологий, за которыми не успевает система образования. Молодые люди тонко чувствуют ситуацию и стремятся учиться. Не ждут, пока ГОСТ пересмотрят и изменят программы. А лектории дают им те знания, которые требуются для жизни.

– Получается, библиотеки – коммуникационные площадки, место встречи спикеров и слушателей?

– Возможно. Дело в том, что монополизм библиотеки как места доступа к информации закончился и никогда уже не вернётся. Получить нужные сведения, информацию гораздо проще, потерев стёклышко и сказав устройству свой запрос. Так что совмещать нужно людей и интеллект. Книги – это исторически обусловленная форма передачи информации.

– Мы еще помним, как пленку и процесс печати фотографий сменили цифровые фотокамеры. А сейчас это стало модным увлечением для избранных.

– Конечно. Как и история с винилом. Но это очень узкий сегмент, это не мейнстрим. Понимаете? Любители бумажных книг, безусловно, всегда будут, как, например, любители сигар. Вот здесь у вас музей книги. Почти 40 лет назад я видел издания XIX века прямо на полках, брал такие раритеты без всяких белых перчаток. Для нового поколения же: «ой, редкость!», «ой, бумажная! «ой, книга!». Пришли, посмотрели – хорошо. Расширили своё представление о мире, какой-то пустующий фрагмент заполнили. Но люди не ходят в музеи ежедневно. И даже сам процесс чтения сейчас замещается. Люди в основном предпочитают смотреть или слушать информацию, попросту сам процесс чтения, извините, но требует большего интеллектуального напряжения.

– А это не деградация ли («Привычка читать» не может сдержаться)? Еще несколько лет назад приходилось доказывать, что следует внимательно читать все четыре тома «Войны и мира», а не использовать формат Lite.

– Да. Деградация. Но тут надо смотреть. Режим Lite удобен, но имеет оборотную сторону. Люди не тренируют душу и интеллект, конечно. Нельзя пересказать известную сцену с дубом Толстого. «Андрей проезжал мимо дуба и задумался о смысле жизни». Чувствуете? Это играет крайне злую шутку с подрастающим поколением – подрывает их эмоциональное здоровье. Не отсюда ли повальный рост спроса на услуги психотерапевтических служб?

Но речь сейчас идёт о пересказе, а не о смене носителя информации. Неважно, в бумажном формате книга, в цифровом или это аудиоформат. Мне уже, если я читаю бумажную книгу, не хватает фактуры. Айзексон прекрасно пишет о Стиве Джобсе, читаю описание презентации, там Джобс в такой-то рубашке так-то себя вёл. Я сразу: тук-тук. Понимаете? Сначала представил, потом увидел. У новых форматов просто больше возможностей передать эмоциональную составляющую, если, конечно, они хорошо сделаны. Для примера: издательский дом «Коммерсантъ» создал к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС проект «Земля отчуждения». Посмотрите – все вопросы снимутся. Включаете и чувствуете: что-то беспокоит. Что же такое? А это счётчик Гейгера. Эта аудиоканва создаёт потрясающее впечатление. Обычная печать так не выразит.

– Если мы придем в концертный зал консерватории, то практически не увидим там случайных людей. Там те, кого водили на музыкальные утренники, потом они учились в музыкальной школе. А библиотека станет такой ступенькой для гуманитариев?

– Просто обязана стать. Причём для представителей разных поколений, для всех возрастов. Это библиотечная ниша. В английском есть выражение «lifelong learning». Те, кто предпочитают всю жизнь учиться, люди, склонные к работе души и мозга, – наши, как говорится, клиенты. По статистике их 20%. В Самаре примерно 1 200 000 жителей округлённо, значит, где-то 230 000 человек могут здесь себя реализовать. Им не интересно отдыхать в кафе, они переросли сериалы и матчи (в качестве зрителей, а не режиссеров и игроков).

– А в библиотеку-то как их всех привести?

– Тут уже целая методика, которой я коснусь в лекции. Главное же – не позиционировать себя как место для выдачи книг. Людям нужно место для интеллектуального развлечения и развития. Задумайтесь об этом и не закрывайте библиотеку в 18:00 в будни.

КОНКРЕТНО
1. Формирование коллектива единомышленников. Новая система должна давать человеку раскрыться. Те, кто занимается приписками посещений и книговыдачи, не создадут современное пространство для интеллектуального роста. Формализм убивает реальные дела.
2. Выявление потребностей людей, их «болей», с которыми необходимо помочь справиться. Тут подойдут любые соцопросы (онлайн, офлайн). На любом крупном мероприятии вы раздаёте анкету с вопросами, можно будет многое почерпнуть. Пользователь – не потребитель! Он соучастник процессов. Стоит отменить монолог, дайте высказаться посетителям. И тогда можно услышать нестандартные предложения по организации познавательно-творческой активности.
Так, библиотека может стать местом работы волонтерского центра, молодежного театра, рок-клуба, лабораторией по созданию генеалогического древа или цифровых семейных историй. «Мы по сообществу неводом водим, сначала попадается крупная рыба – лидеры мнений, потом те, кто движется в сторону развития, потом те, кто пока только еще лежит в этом направлении…», – говорит Вадим Степанов.
3. Внимательно составляем «дорожную карту». В результате можно так выстроить работу, что библиотекарю надо будет лишь организовать модерацию интеллектуально-коммуникационного пространства.