5 историй губернии на полотнах художников

Одним из самых мощных выставочных проектов 2021 года галереи «Новое пространство» стала экспозиция «Знаки, символы и мифы», объединившая работы 70 самарских художников, совершенно не похожих друг на друга. Однако все они создавали произведения о нашем крае, облекая в образы свое видение истории губернии, ее мифологии и символики. Отличительной особенностью экспозиции стало сотворчество специалистов краеведческого отдела СОУНБ с живописцами, графиками, скульпторами, портретистами и представителями совриска.

«Знаки, символы и мифы» – заключительная часть большого проекта областной научной библиотеки «Пространство самарского времени», посвященного 170-летию губернии. Он был задуман и реализован в форме многотомной летописи. Предлагаем вам пять самарских историй, рассказанных художниками и краеведами.

КОНСТАНТИН ГРОТ

Колесов Алексей. Грот — губернатор культуры (1853–60), 2021

«Главная роль Грота, выпускника Пушкинского лицея, – это просвещение захолустья, в чём ему помогала молодая команда передовых выпускников университетов», – написал художник Алексей Колесов на своей странице в соцсети «Фейсбук».
Константин Грот – выдающийся государственный деятель России, филантроп, действительный тайный советник, брат знаменитого русского филолога и литератора Якова Грота, дядя талантливого русского философа и психолога Николая Грота, деятельный участник либеральных реформ Александра II.
В 1853–1860 годах Константин Карлович возглавлял молодую Самарскую губернию и был одним из самых блестящих администраторов в империи.
Грот славился тем, что беспощадно пресекал коррупцию и взяточничество. Много сделал для благоустройства Самары, выступил с инициативой построить городской водопровод. В его правление на улицах появилась первая сотня фонарей для освещения. Прогрессивный губернатор помог городскому обществу получить Струковский сад, по аллеям которого мы и сегодня любим прогуляться.
Константин Грот участвовал в открытии мужской гимназии, духовной семинарии, женского училища, военного госпиталя, телеграфической конторы. Интересно, что внимания либерального политика удостоились и люди, преступившие закон. Он улучшил тюремные помещения по всей губернии, взрослых арестантов при нем стали обучать письму и чтению.
Известно, что вклад Константина Карловича в культуру Самарской губернии сложно переоценить. Его по праву можно назвать отцом первой в Самаре публичной библиотеки. А еще на собранные по инициативе Грота деньги – более трех тысяч рублей – в августе 1855 года начали строительство первого в городе деревянного здания драмтеатра. 16 ноября того же года состоялось открытие – театр располагался на нынешней Хлебной площади, его фасад выходил на Волгу.
При участии Константина Грота из кружка любителей музыки получилось организовать Филармоническое общество.
Великодушный общественный деятель пожертвовал 5 тысяч рублей Самарскому реальному училищу на учреждение стипендии одному из самых бедных учеников, а в Самарской учительской семинарии трое учащихся получали именные стипендии Грота. Кроме того, Константин Карлович завещал капитал на учреждение пособий и наград для учителей и учительниц всех народных школ губернии. И это далеко не полный перечень преобразований, которые наш край щедро получил благодаря грамотному правлению и удивительной душевной щедрости и благородству его второго губернатора Константина Грота.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОСТ

Самолинов Андрей. Александровский мост. 2021

«Гордость российского строительного искусства», и даже «Русское чудо» – так в конце 1880 года называли железнодорожный мост через Волгу, что находится близ современного города Октябрьска, европейские газеты. Тогда он был самым большим в Европе. Общая длина – 696 сажень (более 1,2 км). Это железнодорожный шедевр. Подготовкой проекта занимался выдающийся строитель, инженер путей сообщения Николай Аполлонович Белелюбский. В 1884 году он заложил основы и принципы работы, которые значительно облегчили и удешевили процесс, увеличив качество.
Для рабочих и администрации возвели целую деревню из 156 зданий. Все материалы доставляли в основном по железным дорогам из Петербурга, Москвы, Финляндии и Рыбинска. Крупнейшее в Европе сооружение обладало одним путем и тротуарами для пешеходов. Железные конструкции состояли из 13 пролетов.
Чудо инженерной мысли торжественно открыли в день тезоименитства императора Александра II – 30 августа (11 сентября) 1880 года. Отсюда и первое название – Александровский. Летом 1904 года, совершая поездку по железной дороге от Петергофа до Златоуста, Николай II дважды прошелся по нему.
За ходом строительства наблюдали авторы всех газет, включая европейские, не оставили без внимания актуальную тему и европейские журналы. Мост поражал воображение современников. Это были своеобразные ворота России на Восток, которые способствовали промышленному развитию Самарского края. После революции его стали называть Сызранский.

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ

Пашкин Павел. Портрет Дмитрия Шостаковича

22 октября 1941 года со вторым эшелоном Большого театра в Куйбышев приехал Дмитрий Дмитриевич Шостакович с женой Ниной Васильевной, дочерью Галиной и сыном Максимом. Их поселили в школе № 81 на Самарской площади. Через три с лишним недели семья композитора получила небольшую комнату на ул. Фрунзе. Кстати, квартира имела номер 13, а чуть позже Шостаковичи переехали в отдельную двухкомнатную в доме 146 – неподалеку от прежнего места жительства. Теперь можно было принимать у себя родственников и, конечно, работать.
Именно здесь, на Фрунзе, 146, Дмитрий Дмитриевич закончил свою знаменитую Седьмую симфонию. Премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета. Современники много писали об этой новости в «Волжской коммуне», называя симфонию «нашей гордостью», «произведением исключительной целеустремленности», «выдающимся явлением музыкальной культуры», а самого Шостаковича – «неповторимым талантом».

После премьеры, 11 марта 1942 года, Шостаковичи получают возможность поселиться уже в четырехкомнатной квартире с отдельным кабинетом с видом на Волгу, там помещался большой рояль. Адрес престижный: ул. Вилоновская, 2а, кв. 2. В советское время этот дом называли «обкомовским», в 1940-е годы там жили члены дипломатического корпуса и иностранные журналисты. Через год, 3 марта 1943-го, композитор уехал в Москву, семья присоединилась к нему позже.

Художник, один из кураторов выставки «Знаки, символы и мифы» Павел Пашкин акцентировал внимание, что в этом году исполнилось 80 лет со дня премьеры знаменитой Седьмой, или Ленинградской, симфонии. Знаменитого композитора он решил запечатлеть на фоне подлинной афиши того времени (этот артефакт хранится в фондах нашей библиотеки). «Конечно, Шостакович никогда не позировал для селфи, – шутит художник. – Но в своей портретной манере я попытался связать поп-арт и взгляд Дмитрия Дмитриевича из того времени, в котором есть и тревога, и решимость, и вера в победу». Павел Пашкин обратил внимание на сочетание синего и красного, отсылающее зрителей к военным картам, создающее соответствующее настроение.

КОСМОС

Давыдов Алексей. Metamorphosis (в составе триптиха)

Мало кто знает, что космическая страница в истории куйбышевских заводов началась 2 января 1958 года. Это дата выхода закрытого постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 «Об организации серийного производства ракеты Р-7 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина». Позже это предприятие переименовали в «Прогресс». В документе было сказано, что двигатели к «семерке» будут производить тоже в нашем городе – на заводе № 24. (Куйбышевский моторостроительный завод им. М.В. Фрунзе).

Прежде чем выбрать завод для серийного производства нового грозного оружия, специально созданная Государственная комиссия побывала в нескольких городах. Остановилась на заводе № 1, ведь именно он был одним из самых надежных поставщиков военных самолетов, возглавлял его талантливый директор, да и богатый опыт быстрого переоснащения производства тоже учли. Предприятие располагалось рядом с железнодорожной магистралью, по которой шли грузы на полигон Тюра-Там (космодром «Байконур») – тоже плюс. И даже имелся некоторый опыт постройки ракет: двухступенчатой Р-3 в 1939 году и радиоуправляемой для самолетов Ту-16 и Ла-250 в 1960 году.

Руководить серийным производством ракет в Куйбышеве легендарный конструктор Сергей Королев назначил своего заместителя Дмитрия Ильича Козлова. Именно на этом производстве были изготовлены ступени легендарной ракеты-носителя «Восток», отправившей в космос Юрия Гагарина.

ГАЗЕТА «БРИТАНСКИЙ СОЮЗНИК»

Когда посетители оказываются в зале той части выставки, которую можно обойти примерно за 17 шагов, но она охватывает газетными, журнальными публикациями и документами всю 170-летнюю историю региона, обязательно обращают внимание на подшивку незнакомых газет под названием «Британский союзник». Номера отличаются качеством бумаги и печати, а если вчитаться, то более лаконичным, лишенным идеологических характеристик стилем.

Еженедельное издание на русском языке выпускало министерство информации Великобритании, а выходила оно и распространялось в Советском Союзе по воскресеньям, начиная с 1942 года, всю войну и первые послевоенные годы. «Британский союзник» публиковал сводки с фронтов, статьи об англо-русском военном, культурном и экономическом сотрудничестве, заметки о награждении британцев советскими правительственными наградами, дайджесты свежей английской прессы. В еженедельнике публиковались известные английские писатели, например, Джон Бойнтон Пристли. На сегодняшний день это издание можно отнести к библиографическим редкостям.

Текст составлен по материалам, предоставленным краеведческим отделом СОУНБ