Четырежды воскресший

Летчик Иван Чернец чудом выживал в страшных боях. О таких людях говорят: «человек непростой судьбы». Одно время Чернец жил в Куйбышеве, начал писать, работал журналистом, а потом переехал в столицу.

Фронтовые таланты

Самарская земля богата талантами, в том числе и литературными. В наше время благодаря возрастающему интересу к советской истории и истории Великой Отечественной войны из небытия политического «безвременья» возникают герои прошлого. Люди старшего поколения, учившиеся еще в советские годы, хорошо знакомы с ведущими военными прозаиками Юрием Бондаревым, Владимиром Богомоловым, Владимиром Курочкиным, Василем Быковым, Григорием Баклановым. Однако существует весьма обширный пласт малоизвестных имен, но не менее талантливых. К сожалению, мало кто сейчас помнит, что в Куйбышеве было свое небольшое, но крепкое ядро писателей-фронтовиков, оставивших значительный след, – это Михаил Толкач, Евгений Астахов, Анатолий Леднев, Иван Арсентьев и другие. Сейчас «Привычка читать» расскажет о писателе Иване Арсентьеве (настоящее имя Иван Арсентьевич Чернец). Он родился в 1920 году под Одессой. Его творчество автобиографично: Чернец пишет о том, в чем участвовал и что видел сам. Во время войны он был летчиком, сначала управлял истребителем, затем штурмовиком.

Трудный путь к своим

С начала Великой Отечественной войны он летал на основном истребителе того времени – И-16. На нем же он был подбит и приземлился на оккупированной территории Украины в декабре 1941-го. Позднее этим событиям посвятил новеллу «Посадка на той стороне», которая вошла в сборник «Стреляли, чтобы жить» (1984). Автор описывает злоключения, произошедшие с ним при возвращении к линии фронта: встречи с местными жителями, по-разному относившимися к невесть откуда взявшемуся советскому летчику, ежечасный риск быть взятым в плен или убитым немецким патрулем, огромное расстояние, которое необходимо было пройти (300 километров!), а главное – холод и голод. Ивану приходилось убивать ворон и есть их мясо. Ночуя в стогах сена, он собирал колоски оставшейся с осени пшеницы, варил из них и растаявшего снега «похлебку», чтобы хоть как-то подкрепить силы…

Происшествие в Куйбышеве

Арсентьев восстановился к лету 1942 года. Его переквалифицировали в пилоты самолета устаревшего типа У-2, который в то время использовался как легкий бомбардировщик и разведчик. К описанию этого периода своей жизни и отступления Красной армии на юге относится его новелла «Тили-бом-бом».

В конце 1942 года Иван Арсентьевич становится пилотом прославленного штурмовика Ил-2, к слову, собиравшегося в Куйбышеве. С этим городом писателя еще свяжут почти два десятилетия, но это будет позже. Практически до конца войны автор будет участвовать в крупнейших наступательных операциях, освобождать Кавказ и Крым, его еще дважды собьют и тяжело ранят. В феврале 1945 года за большое количество удачных боевых вылетов Чернецу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Биографическая справка:
Гвардии старший лейтенант Иван Чернец (1920–1999) совершил 168 боевых вылетов. Уничтожил 21 танк, 63 автомашины, 9 железнодорожных эшелонов, 85 выгонов, 15 цистерн, 35 орудий, 27 зенитных точек. В 6 воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта. 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза. 28 мая 1945 года трибуналом Приволжского военного округа осуждён к 5 годам лишения свободы в ИТЛ. После отбытия срока наказания жил в городе Куйбышеве. Член Союза писателей СССР, лауреат премии имени Александра Фадеева. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, «Знак Почёта», Славы 3-й степени; медалями. Его фамилия высечена на стеле Героев в Одессе и на обелиске Героев в Керчи.

В скором времени будущего писателя ждут трагические события, в результате которых он будет осужден и лишен всех наград. Василий Звягинцев рассказывает об этом в книге «Трибунал для “Сталинских соколов”». Случай произошел недалеко от Куйбышева, куда летчик-ас был отправлен для ознакомления с ИЛ-10, модифицированной версией самолета ИЛ-2, производимой на авиационном заводе №1. Герой тогда выздоравливал от ужасных ожогов, полученных во время воспламенения подбитого самолета. Он только «слезал» с морфия, боль приходилось утолять спиртным. Возвращаясь под сильным градусом в часть, заблудился и постучался в сельский дом. Ему спросонья открыла полураздетая девушка. По показаниям хозяйки дома, потеряв контроль над собой, летчик ее изнасиловал. Добравшись до части, он ничего не помнил. Но не стал выгораживать себя на суде, понес наказание за преступление – 5 лет лагерей. До сих пор исследователи биографии летчика подозревают, что это было каким-то образом подстроено недоброжелателями всегда отчаянно боровшегося за правду пилота. Сам летчик так ничего и не смог вспомнить. После отбытия наказания Иван Чернец возвратился в Куйбышев, работал журналистом в газетах и на телевидении.

Четвертое возвращение к жизни

Восстановить доброе имя бывшему летчику удастся лишь два десятилетия спустя, когда он станет достаточно заметным как писатель. В 1960-е годы Чернец уедет с женой в столицу, где продолжит писать и издавать книги.

Военное творчество Ивана Арсентьева в целом неоднородно. Его произведения 1950–1960-х гг. в большей степени идеологичны и не выходят за рамки типичной военной прозы того времени. Однако откровением можно назвать уже упомянутый вначале сборник «Стреляли, чтобы жить», события там подаются под определенным углом, который вряд ли допустила бы советская цензура.

Стоит обратить внимание в первую очередь именно на эту книгу. Она максимально реалистична, доказательством чему может послужить сравнение описываемых военных будней с документами. Сделав это, мы убеждаемся, что подобная литература может служить крепким подспорьем для восстановления исторических событий, и в то же время дает возможность разбавить документальную «сухость» яркой эмоциональной образностью впечатлений автора.

Цитата из повести Ивана Арсентьева «Короткая ночь долгой войны»:
…Щиробать — парубок хоть куда, бедовый, из казаков кубанских. Завзятый был вояка, в бою врагам зад не показывал и за словом в карман не лез: успевал меж атаками отмачивать такое, что радисты, бывало, на переднем крае гоготали до рези в животе… В результате умопомрачительной посадки повреждено шасси, расквашен нос и выбит зуб. Спустился Максим с самолета, отёр подшлемником кровь на подбородке, мрачно прошепелявил: «Выплюнув с зубами воск, Икар сказал, смежая веки: “Я вижу, в этом роде войск порядку не бывать вовеки…”»

Иван Арсентьев сказал в одном из своих интервью: «Поступали мы, как велело сердце, по совести. И сейчас, по прошествии многих лет, всё больше утверждаюсь в мысли, что победили-то мы именно потому, что миллионы и миллионы людей правильно понимали свой долг перед Родиной и выполнили его до конца. Я верю в нравственное здоровье народа, в его патриотические чувства. Нет, не в “квасной патриотизм”, не в дутый пафос, а в то, что в сердцах людей, в то, что было у нас, солдат, когда мы летали, ходили в бой».

ПЯТЬ КНИГ ИВАНА АРСЕНТЬЕВА

В фондах Самарской областной универсальной научной библиотеки широко представлено творчество этого достойного человека и талантливого писателя. Свои книги он подписывал Иван Арсентьев.

  1. «Стреляли, чтoбы жить» (1984)
  2. «Сурoвый вoздух» (1979)
  3. «Три жизни Юрия Байды» (1980, роман)
  4. «Крoвавый крест» (1968)
  5. «Буян» (1969, роман)

Алексей Александров. Библиограф отдела редких книг